ИЗ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ТАДЖИКИСТАНЕ

Джумабой НИЭЗОВ 

председатель Демократической партии Таджикистана, член Совета Объединенной таджикской оппозиции (ОТО)


В годы Советской власти в Таджикистане, как и на всей территории Советского Союза, признаков проявления демократии и демократизации общества почти не наблюдалось. Монопартийная система и монополия власти со стороны КПСС преследовала любые попытки свободного волеизъявления народа. Благодаря перестроечному процессу, начатому в СССР в 1985 году, и его последующего развития по периферийным регионам Союза, появилась возможность проявления ростков демократии на постсоветском пространстве. Перемены социально-политической жизни страны открыли путь к легализации различных гражданских организаций и религиозных конфессий.


Таджикистан не был исключением и можно с уверенностью сказать, что он был авангардом демократического движения в Центральной Азии. Начало развития демократического движения в Таджикистане приходится на конец 1988 и начало 1989 годов. Именно в это время начался процесс формирования региональных движений за содействие перестройки и демократизации общества. Понадобилось более трех лет для пробуждения народа от семидесят��летней спячки и приобретения веры в реальности перестроечного процесса.


В конце 1988 года в Душанбе был учрежден молодежный клуб "Ру ба ру" ("Лицом к лицу"). Инициатором учреждения этого клуба была группа молодежи под руководством молодого ученного преподавателя Госуниверситета Джумахона Исоева. Основная цель клуба соответствовала его названию. Этот клуб организовывал встречи руководителей республики, членов правительства, депутатов Верховного Совета и видных ученых с широкой аудиторией, которые транслировались по телевидению. На этих встречах проводился прямой диалог в форме вопросов и ответов аудитории с приглашенными государственными чиновниками. Клуб "Ру ба ру" не ставил перед собой политические цели, однако внес весомый вклад в пробуждение народа и веры в идеи перестройки.


1989 год характеризуется началом бурного развития демократического движения в Таджикистане. В начале этого года заявили о себе такие общественно-политические движения, как Народный фронт "Вахдат" ("Единство") в Ура-Тюбе и группа содействия перестройке в Чкаловске Ленинабадской области, а также народное движение "Ошкоро" ("Открытость") в Кулябе Хатлонской области. Цель этих региональных движений заключалась в содействии перестройке, претворении в жизнь ее идей, демократизация общества. Все эти движения имели устав и программу, однако действовали не легально, так как не были зарегистрированы.


В первой половине сентября 1989 года в Ленинабаде (ныне Худжанд) было учреждено народное движение "Эхеи Худжанд" ("Возрождение Худжанда"), учредителем которых была группа демократически настроенных представителей интеллигенции города. Основной целью движения было возвращение Ленинабаду его исторического названия - Худжанд. В программе этого движения также предусматривались коренные изменения в общественно-политической системе, а также социальные, экономические и культурные преобразования в стране. Следует отметить, что "Эхеи Худжанд" удалось достичь своей основной цели, и в декабре 1990 года в результате проведенного по инициативе и активного участия членов этого движения референдума историческое название города было восстановлено.


Сегодня, когда на постсоветском пространстве внедряются демократические институты, когда граждане бывшего СССР имеют понятие о мировом демократическом движении, программные документы, цели и задачи первых общественно-политических движений Таджикистана кажутся наивными. Однако для того времени поставленные ими задачи и реализация их в жизнь казалась фантастическим.


Все перечисленные общественно-политические движения имели местную значимость и были разрозненны. Партийно-правительственная номенклатура, а также местные власти всячески препятствовали их официальной регистрации, мотивируя это отсутствием закона об общественно-политических партиях и движениях. Зрела необходимость их объединения в единую политическую силу. В конце 1989 года такая попытка была осуществлена группой ученных Таджикистана. 14 сентября 1989 года в Душанбе заявила о себе инициативная группа общественно-политической организации - Народное движение "Растохез" ("Возрождение"). Учредительная конференция движения, проходившая в Душанбе в конце декабря 1989 года смогла собрать представителей нескольких региональных общественно-политических движений Таджикистана, избрала руководящие органы, а председателем был избран кандидат экономических наук Тохир Абдуджаббор, сотрудник института экономики АН Таджикистана. Программа "Растохеза" была сфокусирована на национально-освободительную борьбу и возрождение национальных и культурных традиций таджикского народа. Программа также предусматривала социально-экономические и политические преобразования в республике.


Однако "Растохез" не нашел широкую поддержку среди либерально настроенной части населения и представителей других национальностей (одним из членов правления движения был доцент Таджикского университета Вадим Зайченко - прим. ред.) Тем не менее, для данного исторического периода оно явилось единственной политической организацией, консолидирующей демократически настроенную часть населения Таджикистана. Это сильно встревожило государственный аппарат. "Растохез" и региональные общественно-политические движения находились под пристальным вниманием карательных органов власти. Партийно-государственная номенклатура совместно с криминально-мафиозными группами всячески препятствовали деятельности этих организаций: шла активная пропагандистская борьба против руководителей и отдельных членов этих движений с целью компрометации их в глазах населения. Финалом этих провокаций явились февральские события 1990 года в Душанбе, унесшие жизни более 20 человек. Эта провокационная акция КГБ была приурочена к намеченным парламентским выборам с целью компрометации демократически настроенных кандидатов в депутаты Верховного Совета Таджикистана в частности, и демократического движения в целом.


Февральские события стали поводом для мощной необоснованной пропагандистской кампании против "Растохез" и других общественно-политических движений Таджикистана. Административно-партийной номенклатуре и КГБ удалось внести раскол внутри отдельных общественно-политических движений и ослабить процесс сплочения их между собой. Все это сильно сказалось на результаты выборов в Верховный Совет. Их 226 членов парламента всего несколько депутатов представляли демократически настроенную часть населения, часть из которых были членами "Растохез" и других общественно-политических движений.


Общественно-политическая ситуация в стране после февральских событий диктовала необходимость сплочения всех разрозненных региональных политических сил с целью мощного объединенного противостояния против очередных провокационных акций со стороны административно-партийной номенклатуры. Это побудило руководство общественно-политических движений и национальных ассоциаций Ленинабадской области сосредоточить внимание на координации своей деятельности с другими организациями. В результате в мае 1990 было учреждено областное общественно-политическое движение "Гуманистический союз" объединивший в своих рядах четыре общественно-политических движения и три национальных ассоциаций (корейцев, немцев и крымских татар) Ленинабадской области. Идея "Гуманистического союза" заключалась в пропаганде ненасильственной борьбы. Председателем союза был избран доцент Политехнического института, сопредседатель народного движения "Эхеи Худжанд" Джумабой Ниезов. Была опубликована программа и устав "Гуманистического союза" и была подана заявка на его регистрацию. Несмотря на мощный нажим и преследования властей и попыток провокаций, Гуманистическому Союзу удалось предотвратить повторение февральских событий или подобных провокаций на территории Ленинабадской области.


Главным уроком февраля 1990 года был провал тех надежд, которые возлагались на перестроечные процессы и сплочение таджикского народа под знаменем зародившегося национально-освободительного движения. Передовая часть таджикского народа стала искать новые пути мягкого политического демонтажа тоталитарно-коммунистической системы СССР в демократическое правовое сообщество, основанное на принципах конфедерации. Люди хорошо понимали, что империя разваливается на глазах, поэтому предлагали путь демонтажа, предвидя последствия коренного развала империи. Многие понимали, что на это потребуется не год и не два. Единственный верный путь, считали они, это медленная реорганизация старой структуры, создание новых институтов демократии, с последующим достижением реальной независимости.


Те, кто стояли на позициях плавных последовательных реформ, объединились в Демократическую партию Таджикистана, учредительная конференция которой состоялась 10 августа 1990 года в Душанбе. Она избрала руководящие органы, утвердила временный устав и программу партии. На конференцию съехались делегаты со всех районов республики, представляющие различные общественно-политические организации и национальные ассоциации. Первый съезд Демократической партии Таджикистана (ДПТ) прошел 4-5 января 1991 года в Душанбе. Председателем партии был избран Шодмон Юсуф, научный сотрудник отдела философии АН Таджикистана. В руководящий состав ДПТ были избраны видные ученые, деятели культуры, инженерно-технический персонал и представители различных национальностей. В массе своей в ДПТ шли зрелые люди. К первому съезду партия существенно окрепла: за 4-5 месяцев удалось создать разветвленную структуру партийных организаций по всей республике. Ком��унистическая административная номенклатура оказывала жесткое наступление на ДПТ и его членов. Они не разрешали проводить ДПТ конференции, собрания, издавать газету. В то же время громили ее со страниц правительственных газет, радио и телевидения. Однако члены ДПТ пройдя через эти испытания, утверждались в своих убеждениях.


Органом ДПТ была газета "Адолат" (Справедливость), первый номер которой был выпущен через месяц после учредительной конференции, в сентябре 1990 года. Главным редактором "Адолат" был избран известный в республике журналист Имомназар Холназаров. Следует отметить, что первые несколько номеров газеты печатались в одной из прибалтийских республик (в Литве - прим. ред.).


В программном заявлении ДПТ обнародовала свое стремление к демократизации общества и к борьбе за демократические идеалы, за рыночную экономику, частную собственность и социальную защищенность населения.


ДПТ выступила инициатором учреждения Всесоюзной Демократической Партии на базе демократических партий и движений союзных республик СССР по принципу конфедерации. По этому случаю в апреле 1991 года в Душанбе было созвано совещание руководства демократических партий и движений союзных республик. Однако события, связанные с ГКЧП, не дали реализовать эту идею


В октябре 1990 года заявила о себе Исламская партия возрождения Таджикистана (ИПВ). Первоначально она сформировалась как региональное отделение Всесоюзной партии Исламского Возрождения. Ее первая учредительная конференция прошла конспиративно в окрестностях села Чахортут Ленинского района. На конференции был избран руководящий состав Партии и были обнародованы ее Устав и программа. Председателем партии был избран священнослужитель Мухаммадшариф Химматзода. Почти целый год ИПВ оставалась отделением общесоюзной партии, но события, связанные с ГКЧП и приостановление деятельности КПСС, дали возможность провести первый съезд ИПВ 26 октября 1991 года в Душанбе. Съезд объявил ИПВ самостоятельной политической партией Таджикистана. В программном заявлении ИПВ говорится, что в своей деятельностью она будет придерживаться ценностей Ислама и осуществлять программу в рамках существующих законов, выступать за дальнейшую демократизация общества, независимость, гласность, уважение прав всех наций и народностей проживающих в республике независимо от их вероисповедания.


Начало 1991 года знаменуется новым этапом развития демократического движения в Таджикистане. В это время заявили о себе такие общественно-политических организации как "Лаъли Бадахшон", "Носир Хисрав", "Ватан" и т.д. Среди них следует отметить общественно-политическую значимость общество "Лаъли Бадахшон", которое также провело учредительную конференцию, избравшую руководство, утвердившую программу и Устав общества. Председателем общества был избран кандидат педагогических наук, доцент Душанбинского педагогического института Атабек Амирбеков. Основные цели и задачи данного общества заключались в защите конституционных прав бадахшанцев проживающих по всей территории республики, достижения суверенитета республики и демократизация общества.


Таким образом к началу 1991 году сформировались четыре основные антиком-мунистически настроенные партии и движения, ведущие борьбу за коренные преобразования в общественно-политической жизни республики - ДПТ, "Растохез", ИПВ, "Лаъли Бадахшон". Каждые из этих партий и движений имея свое видение процесса демократизации общественного строя, но были едины в борьбе с партийно-административной номенклатурой. Следует отметить, что к этому времени ни одна из этих партий и движений республики не была официально зарегистрирована и каждая фактически вела полулегальную деятельность. В результате упорной борьбы с коммунистическим руководством республики удалось официально пройти регистрацию в Министерстве юстиции Таджикской ССР: "Лаъли Бадахшон" - 30 мая 1991 года; ДПТ и "Растохез" - 21 июня 1991 года. ИПВ было отказано в регистрации, мотивируя тем, что она является подразделением Всесоюзной партией Исламского Возрождения.


Коммунистическая партия Таджикистана являлась правящей и видела в лице новых политических сил республики своих оппонентов, яростно боролась против них. Для этой борьбы она использовала все имеющиеся в ее арсенале методы и средства, но чаще всего пользовалась провокациями и политическими переворотами. К президентским выборам 1991 года наблюдалось четкое противостояние партийно-административной номенклатуры, с одной стороны, и всех вновь образованных политических партий и движений объединившихся под названием демократических сил Таджикистана, с другой. Борьба на президентских выборах в основном шла между кандидатом от партийно-административной номенклатуры Рахмоном Набиевым, бывшим первым секретарем ЦК КП Таджикистана, и кандидатом от демократических сил Таджикистана Давлатом Худоназаровым, известным кинорежиссером, депутатом Верховного Совета СССР. Несмотря на победу Рахмона Набиева, полученные Давлатом Худоназаровым 31,7 процента голосов избирателей явилось большой победой демократических сил Таджикистана.


Победив на выборах и восстановив деятельность коммунистической партии Таджикистана, партийно-административная номенклатура и коммунистический Верховный Совет начали беспощадную борьбу против демократических сил, хотя после выборов они объявили о своей конструктивной позицией. Началось преследование лидеров политических партий и движений и отдельных его членов как в центре так и на местах. Ужесточились законы о печати и о митингах, шествиях и собраниях.


Начало 1992 года знаменуется усилением противостояния властных структур с демократическими силами Таджикистана. Провокационная акция президиума Верховного Совета республики Таджикистан по отношению к министру внутренних дел Навджуванова, уроженца Горного Бадахшана, явилось кульминацией в отношениях между демократическими силами и правительством. На площади перед президентским дворцом начался митинг, организованный обществом "Лаъли Бадахшон" в знак протеста против репрессивной политики правительства и Верховного Совета.


В результате событий 1992 года в Таджикистане и после насильственного прихода к власти правительства Эмомали Рахмонова, демократическое движение в Таджикистане прекратило свое существование. Изгнанные за пределы республики партии и движении, образовали объединенную Таджикскую оппозицию (ОТО) и продолжили борьбу за восстановление справедливости и достойного возвращения на родину.

Источник: ca-c

_______________________________
ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ:

Комментарии закрыты